МБОУ "СОШ№1" г. Емвы
г. Емва, Республика Коми
  • Социально-психологическое тестирование

    Автор: Администрация
    Уважаемые родители и учащиеся! В период с 25 сентября по 25 октября для учеников 7 - 11 классов будет проводиться социально-психологическое тестирование. Подробности ниже
    Социально-психологическое тестирование.

    Иногда наладить близкие и доверительные отношения с подростком становится для родителей довольно сложной задачей: все мы знаем, что в подростковом возрасте дети зачастую перестают идти на контакт, начинают отдаляться, раздражаются от родительского внимания. Это последний этап естественного процесса: ребёнок отдаляется от родителей, становится полностью самостоятельной личностью со своими переживаниями, мнениями, собственным мировоззрением. В этот момент поддержать подростка особенно важно, несмотря на его возможное сопротивление. Подростковый возраст может сопровождаться огромным количеством переживаний и тревог, о которых дети не могут, или не умеют, сказать напрямую.

     Как родители, вы беспокоитесь и хотите помочь своему ребенку. Но иногда не знаете, как это сделать, особенно, если ребенок достаточно закрыт.

     Одним из инструментов, с помощью которого можно получить сведения о состоянии Вашего ребёнка в данный момент является социально-психологическое тестирование (СПТ).

     Оно проходит каждый год во всех образовательных организациях для детей от 13 лет.

     Если Вы являетесь родителем (законным представителем) ребёнка такого возраста, то наверняка уже сталкивались с этой процедурой. К сожалению, из-за недостатка информации у родителей иногда складывается неверное представление о том, что тестирование проводится принудительно, является бесполезным. Более того, если при участии в нём получатся какие-то «плохие» результаты, то ребёнка ждут неприятности.

     Конечно, все это не так.

     Социально-психологическое тестирование носит, прежде всего, профилактический характер. Его задача выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска для проявления рискового поведения.

     Методика разработана Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства Просвещения Российской Федерации. Показала свою эффективность и универсальность.

     В тестирование заложены два больших блока: факторы риска и факторы защиты.

     Факторы риска могут показать наличие следующих проблем и их возможные последствия:

    - Плохая приспосабливаемость, зависимость

     Чем опасно: например, ради одобрения авторитетами ребёнок может присоединиться к травле другого.

    - Потребность во внимании  группы

     Чем опасно: например, для того, чтобы ребёнка приняли в определённую компанию, он может начать курить, потому что там все курят.

    - Импульсивность

    Чем опасно: например, подросток, чувствуя раздражение, срывается на вербальную (а возможно, и физическую) агрессию по отношению к однокласснику, или даже к учителю, родителю.

    - Принятие асоциальных установок

    Чем опасно: например, убеждённость в том, что врать – нормально, можно прогуливать школу и т.п. Эти установки могут укорениться и определять поведение ребёнка.

    - Стремление к риску (опасности)

    Чем опасно: например, желание прокатиться не внутри транспорта, а снаружи, зацепившись за поручень и др. Или любые другие действия «для острых ощущений», влекущие за собой травмы или даже летальные исходы.

    - Тревожность

    Чем опасно: например, ухудшение психологического и физического самочувствия, потеря мотивации, самоповреждение и т.д.

    - Фрустированность (острое переживание неудачи, представление, что ситуация неразрешима)

    Чем опасно: разные негативные последствия, аналогичные тем, которые могут возникать в случае повышенной тревожности

    - Склонность к делинквентности (правонарушениям)

    Чем опасно: вероятность совершения преступлений повышается в разы.

     Факторы защиты, в свою очередь, показывают, как ребёнок умеет противостоять трудностям, негативному влиянию окружающей среды; каковы его сильные стороны, где он черпает ресурсы, как реагирует на стресс. Если факторы защиты не сформированы или сформированы недостаточно, то это может привести к отрицательным последствиям:

    - Принятие родителями

    Чем опасно: например, ребёнок может скрывать от родных и близких свои проблемы.

    - Принятие одноклассниками

    Чем опасно: например, ребёнок может стать объектом травли.

    - Социальная активность

    Чем опасно: например, снижение количества социальных контактов, нежелание общаться с окружающими людьми.

    - Самоконтроль поведения

    Чем опасно: например, иногда ребёнок может излишне резко реагировать на внешние трудности.

    - Самоэффективность

    Чем опасно: например, при столкновении с трудностями, может отказаться от дальнейшего их достижения.

    - Адаптированность к нормам

    Чем опасно: например, может перебежать дорогу на красный свет светофора, причинить вред другому человеку.

    - Фрустрационная устойчивость

    Чем опасно: например, если хочется прогулять школу, то ребёнок делает это, не задумываясь о последствиях.

    - Дружелюбие, открытость

    Чем опасно: например, ребёнок может постоянно вступать в конфликты, агрессивно реагировать на всех, кто с ним не согласен.

     Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает продолжительности одного урока. Задача обучающегося – внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или не правильных ответов на вопросы не существует. Количественный подсчет осуществляется автоматически, что обеспечивает точность оценки.

     С помощью методов математической обработки и анализа формируется профиль ребенка. Он показывает, насколько у него выражены факторы риска и факторы защиты, каково их соотношение.

     По итогам тестирования ребёнок может попасть в так называемую «группу риска» в том случае, если факторы риска сильно выражены. Но эта информация является строго конфиденциальной.

     Доступ к результатам тестирования Вашего ребёнка есть только у одного специалиста: педагога-психолога.

     Характер тестирования анонимный. Каждому ребёнку присваивается индивидуальный код, который сличить с фамилией может только педагог-психолог. Делиться индивидуальными результатами и информацией о них педагог-психолог не имеет права ни с кем: ни с классным руководителем, ни с директором, ни с кем-либо ещё. Только с ребёнком и его родителями (законными представителями). Исключение составляют лишь случаи, когда ребёнку грозит опасность.

     Социально-психологическое тестирование позволяет определить у обучающихся наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения.

     Итак, для родителей социально-психологическое тестирование – это, в первую очередь, дополнительный инструмент познания своего ребёнка. Это возможность своевременно выявить и среагировать на, иногда еще не видимые глазу и не осознанные самим ребёнком и родителями, формы рискового поведения – а самое главное, вовремя ему помочь.

     Согласие на участие ребенка в тестировании – это возможность вам удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.

    Вопрос - ответ

    1.Кто инициатор разработки единой методики?

    «Единая методика социально – психологического тестирования» (ЕМ СПТ) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета.

    2. Кем разработана методика тестирования?

    Методика социально-психологического тестирования разрабатывалась специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Апробировалась в течение 2018 – 2019 учебного года. В апробации участвовало более 300 тысяч обучающихся. Методика имеет положительные экспертные заключения.

    3. На что направлена методика социальнопсихологического тестирования, в чем ее суть?

    Методика не оценивает детей! При работе с ней подростки, юноши и девушки сами оценивают социальнопсихологические условия, в которых находятся. Это опрос, выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и обстоятельств, в которых они находятся.

    4. Выявляет ли методика СПТ наркопотребление или наркозависимость? Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. Она выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик.

    5. Кто может дать заключение о том, что Ваш ребенок употребляет наркотики? Такое заключение может дать только врач-нарколог после проведения профилактического медицинского осмотра, включающего забор и анализ биологического материала (кровь, моча и т.д.) с использованием химико-токсикологического исследования.

    6. Можно ли сказать, что методика СПТ изучает «глубинные психические проблемы» обучающегося и «копается в его мозгах»?

    Нет. Методика не является ни клинической, ни психиатрической. Она не направлена на изучение глубинных особенностей психики. Методика оценивает степень неблагоприятности условий, в которых находится ребенок, и провоцирование ребенка к пробе наркотика этими условиями.

    7. На основании чего делаются выводы в методике СПТ?

    Методика основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного воздействия на ребенка «факторов риска» и «факторов защиты». Если «факторы риска» начинают преобладать над «факторами защиты» – обучающемуся необходимо оказать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку и предотвратить таким образом вовлечение в негативные проявления, в том числе наркопотребление.

    8. Какова периодичность проведения СПТ?

    Тестирование проводится на регулярной основе 1 раз в год начиная с 7 класса. Методика СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста старше 13 лет.

    9. Можно ли обмануть методику СПТ?

    В методике используется четырехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально. В случае, если ответы обучающегося признаны недостоверными, результатом будет описание возможных причин недостоверности ответов Вашего ребенка. Недостоверные ответы не участвуют в дальнейшей обработке, т.к. получаемые результаты будут искажены.

    10. Какие результаты будут получены Вами и вашим ребенком после проведения тестирования?

    Основной принцип при сообщении результатов: «не навреди!» После теста, ребенок получает обратную связь в виде краткого описания психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. Заключений о наркопотреблении или наркозависимости не делается.

    11. Могут ли результаты социально-психологического тестирования отрицательно повлиять на репутацию ребенка или осложнить его жизнь в дальнейшем? 1.

    Методика СПТ не выявляет наркопотребление или наркозависимость. В ней нет ни одного вопроса об употреблении наркотических средств и психотропных веществ.

    Методика является опросом мнений и не оценивает самих детей! Таким образом, оцениваются не дети, а социально-психологические условия, в которых они находятся.

    Методика СПТ проводится ежегодно, начиная с 7 класса, с целью мониторинга рискогенности социальнопсихологических условий, в которых находится обучающийся, которая может привести к вовлечению в наркопотребление. Таким образом, цель методики – выявить рискогенность обстановки вокруг ребенка.

    Приложение №1

    к приказу № 291 от 13.09.2024

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

    проведения информационно-разъяснительной кампании

    с обучающимися, их родителями (законными представителями),

    педагогическими работниками

    с целью повышения активности участия в Тестировании

    и уменьшения количества отказов

    МБОУ «СОШ№1» г.Емвы

    наименование образовательной организации

    Образовательная организация

    Даты

    проведения

    Форма

    проведения

    Планируемое количество участников ИРК

    родителей (з/пр)

    обучающихся

    педагогов

    специалистов

    1

    МБОУ «СОШ№1» г.Емвы

    16.09.

    2024

    Родительские собрания, классные часы

    71

    71

    3

    17.09.

    2024

    Родительские собрания, классные часы

    82

    84

    4

    18.09.

    2024

    Родительские собрания, классные часы

    84

    84

    4

    19.09.

    2024

    Родительские собрания, классные часы

    69

    69

    4

    Всего мероприятий 4

     

    Приложение №2

    к приказу № 291 от 13.09.2024

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

    проведения социально-психологического тестирования

    обучающихся общеобразовательных организаций

    и профессиональных образовательных организаций,

    образовательных организаций высшего образования

    МБОУ «СОШ№1» г.Емвы

    наименование образовательной организации

    Образовательная

    организация

    Классы/

    курсы

    Общее количество обучающихся

    13 лет и старше

    Даты

    проведения

    (например,

    7б 12.10.2023)

    Время начала тестирования

    (например, 10.00)

    1

    МБОУ «СОШ№1» г.Емвы

    7 класс

    71

    7а 25.09.2024

    7б 25.09.2024

    7в 26.09.2024

    09:00

    13:00

    09:00

    8 класс

    84

    8а 26.09.2024

    8б 01.10.2024

    8в 01.10.2024

    8г 02.10.2024

    13:00

    09:00

    13:00

    09:00

    9 класс

    84

    9а 02.10.2024

    9б 03.10.2024

    9в 03.10.2024

    9г 08.10.2024

    13:00

    09:00

    13:00

    09:00

    10 класс

    39

    10а 08.10.2024

    10б 09.10.2024

    13:00

    09:00

    11 класс

    30

    11а 09.10.2024

    11б 10.10.2024

    13:00

    09:00

    Всего

    308

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie