Иногда наладить близкие и доверительные отношения с подростком становится для родителей довольно сложной задачей: все мы знаем, что в подростковом возрасте дети зачастую перестают идти на контакт, начинают отдаляться, раздражаются от родительского внимания. Это последний этап естественного процесса: ребёнок отдаляется от родителей, становится полностью самостоятельной личностью со своими переживаниями, мнениями, собственным мировоззрением. В этот момент поддержать подростка особенно важно, несмотря на его возможное сопротивление. Подростковый возраст может сопровождаться огромным количеством переживаний и тревог, о которых дети не могут, или не умеют, сказать напрямую.
Как родители, вы беспокоитесь и хотите помочь своему ребенку. Но иногда не знаете, как это сделать, особенно, если ребенок достаточно закрыт.
Одним из инструментов, с помощью которого можно получить сведения о состоянии Вашего ребёнка в данный момент является социально-психологическое тестирование (СПТ).
Оно проходит каждый год во всех образовательных организациях для детей от 13 лет.
Если Вы являетесь родителем (законным представителем) ребёнка такого возраста, то наверняка уже сталкивались с этой процедурой. К сожалению, из-за недостатка информации у родителей иногда складывается неверное представление о том, что тестирование проводится принудительно, является бесполезным. Более того, если при участии в нём получатся какие-то «плохие» результаты, то ребёнка ждут неприятности.
Конечно, все это не так.
Социально-психологическое тестирование носит, прежде всего, профилактический характер. Его задача выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска для проявления рискового поведения.
Методика разработана Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства Просвещения Российской Федерации. Показала свою эффективность и универсальность.
В тестирование заложены два больших блока: факторы риска и факторы защиты.
Факторы риска могут показать наличие следующих проблем и их возможные последствия:
- Плохая приспосабливаемость, зависимость
Чем опасно: например, ради одобрения авторитетами ребёнок может присоединиться к травле другого.
- Потребность во внимании группы
Чем опасно: например, для того, чтобы ребёнка приняли в определённую компанию, он может начать курить, потому что там все курят.
- Импульсивность
Чем опасно: например, подросток, чувствуя раздражение, срывается на вербальную (а возможно, и физическую) агрессию по отношению к однокласснику, или даже к учителю, родителю.
- Принятие асоциальных установок
Чем опасно: например, убеждённость в том, что врать – нормально, можно прогуливать школу и т.п. Эти установки могут укорениться и определять поведение ребёнка.
- Стремление к риску (опасности)
Чем опасно: например, желание прокатиться не внутри транспорта, а снаружи, зацепившись за поручень и др. Или любые другие действия «для острых ощущений», влекущие за собой травмы или даже летальные исходы.
- Тревожность
Чем опасно: например, ухудшение психологического и физического самочувствия, потеря мотивации, самоповреждение и т.д.
- Фрустированность (острое переживание неудачи, представление, что ситуация неразрешима)
Чем опасно: разные негативные последствия, аналогичные тем, которые могут возникать в случае повышенной тревожности
- Склонность к делинквентности (правонарушениям)
Чем опасно: вероятность совершения преступлений повышается в разы.
Факторы защиты, в свою очередь, показывают, как ребёнок умеет противостоять трудностям, негативному влиянию окружающей среды; каковы его сильные стороны, где он черпает ресурсы, как реагирует на стресс. Если факторы защиты не сформированы или сформированы недостаточно, то это может привести к отрицательным последствиям:
- Принятие родителями
Чем опасно: например, ребёнок может скрывать от родных и близких свои проблемы.
- Принятие одноклассниками
Чем опасно: например, ребёнок может стать объектом травли.
- Социальная активность
Чем опасно: например, снижение количества социальных контактов, нежелание общаться с окружающими людьми.
- Самоконтроль поведения
Чем опасно: например, иногда ребёнок может излишне резко реагировать на внешние трудности.
- Самоэффективность
Чем опасно: например, при столкновении с трудностями, может отказаться от дальнейшего их достижения.
- Адаптированность к нормам
Чем опасно: например, может перебежать дорогу на красный свет светофора, причинить вред другому человеку.
- Фрустрационная устойчивость
Чем опасно: например, если хочется прогулять школу, то ребёнок делает это, не задумываясь о последствиях.
- Дружелюбие, открытость
Чем опасно: например, ребёнок может постоянно вступать в конфликты, агрессивно реагировать на всех, кто с ним не согласен.
Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает продолжительности одного урока. Задача обучающегося – внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или не правильных ответов на вопросы не существует. Количественный подсчет осуществляется автоматически, что обеспечивает точность оценки.
С помощью методов математической обработки и анализа формируется профиль ребенка. Он показывает, насколько у него выражены факторы риска и факторы защиты, каково их соотношение.
По итогам тестирования ребёнок может попасть в так называемую «группу риска» в том случае, если факторы риска сильно выражены. Но эта информация является строго конфиденциальной.
Доступ к результатам тестирования Вашего ребёнка есть только у одного специалиста: педагога-психолога.
Характер тестирования анонимный. Каждому ребёнку присваивается индивидуальный код, который сличить с фамилией может только педагог-психолог. Делиться индивидуальными результатами и информацией о них педагог-психолог не имеет права ни с кем: ни с классным руководителем, ни с директором, ни с кем-либо ещё. Только с ребёнком и его родителями (законными представителями). Исключение составляют лишь случаи, когда ребёнку грозит опасность.
Социально-психологическое тестирование позволяет определить у обучающихся наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения.
Итак, для родителей социально-психологическое тестирование – это, в первую очередь, дополнительный инструмент познания своего ребёнка. Это возможность своевременно выявить и среагировать на, иногда еще не видимые глазу и не осознанные самим ребёнком и родителями, формы рискового поведения – а самое главное, вовремя ему помочь.
Согласие на участие ребенка в тестировании – это возможность вам удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.
Вопрос - ответ
1.Кто инициатор разработки единой методики?
«Единая методика социально – психологического тестирования» (ЕМ СПТ) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета.
2. Кем разработана методика тестирования?
Методика социально-психологического тестирования разрабатывалась специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Апробировалась в течение 2018 – 2019 учебного года. В апробации участвовало более 300 тысяч обучающихся. Методика имеет положительные экспертные заключения.
3. На что направлена методика социальнопсихологического тестирования, в чем ее суть?
Методика не оценивает детей! При работе с ней подростки, юноши и девушки сами оценивают социальнопсихологические условия, в которых находятся. Это опрос, выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и обстоятельств, в которых они находятся.
4. Выявляет ли методика СПТ наркопотребление или наркозависимость? Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. Она выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик.
5. Кто может дать заключение о том, что Ваш ребенок употребляет наркотики? Такое заключение может дать только врач-нарколог после проведения профилактического медицинского осмотра, включающего забор и анализ биологического материала (кровь, моча и т.д.) с использованием химико-токсикологического исследования.
6. Можно ли сказать, что методика СПТ изучает «глубинные психические проблемы» обучающегося и «копается в его мозгах»?
Нет. Методика не является ни клинической, ни психиатрической. Она не направлена на изучение глубинных особенностей психики. Методика оценивает степень неблагоприятности условий, в которых находится ребенок, и провоцирование ребенка к пробе наркотика этими условиями.
7. На основании чего делаются выводы в методике СПТ?
Методика основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного воздействия на ребенка «факторов риска» и «факторов защиты». Если «факторы риска» начинают преобладать над «факторами защиты» – обучающемуся необходимо оказать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку и предотвратить таким образом вовлечение в негативные проявления, в том числе наркопотребление.
8. Какова периодичность проведения СПТ?
Тестирование проводится на регулярной основе 1 раз в год начиная с 7 класса. Методика СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста старше 13 лет.
9. Можно ли обмануть методику СПТ?
В методике используется четырехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально. В случае, если ответы обучающегося признаны недостоверными, результатом будет описание возможных причин недостоверности ответов Вашего ребенка. Недостоверные ответы не участвуют в дальнейшей обработке, т.к. получаемые результаты будут искажены.
10. Какие результаты будут получены Вами и вашим ребенком после проведения тестирования?
Основной принцип при сообщении результатов: «не навреди!» После теста, ребенок получает обратную связь в виде краткого описания психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. Заключений о наркопотреблении или наркозависимости не делается.
11. Могут ли результаты социально-психологического тестирования отрицательно повлиять на репутацию ребенка или осложнить его жизнь в дальнейшем? 1.
Методика СПТ не выявляет наркопотребление или наркозависимость. В ней нет ни одного вопроса об употреблении наркотических средств и психотропных веществ.
Методика является опросом мнений и не оценивает самих детей! Таким образом, оцениваются не дети, а социально-психологические условия, в которых они находятся.
Методика СПТ проводится ежегодно, начиная с 7 класса, с целью мониторинга рискогенности социальнопсихологических условий, в которых находится обучающийся, которая может привести к вовлечению в наркопотребление. Таким образом, цель методики – выявить рискогенность обстановки вокруг ребенка.
Приложение №1
к приказу № 291 от 13.09.2024
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
проведения информационно-разъяснительной кампании
с обучающимися, их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками
с целью повышения активности участия в Тестировании
и уменьшения количества отказов
МБОУ «СОШ№1» г.Емвы
наименование образовательной организации
№ |
Образовательная организация |
Даты проведения |
Форма проведения |
Планируемое количество участников ИРК |
|||
родителей (з/пр) |
обучающихся |
педагогов |
специалистов |
||||
1 |
МБОУ «СОШ№1» г.Емвы |
16.09. 2024 |
Родительские собрания, классные часы |
71 |
71 |
3 |
|
17.09. 2024 |
Родительские собрания, классные часы |
82 |
84 |
4 |
|||
18.09. 2024 |
Родительские собрания, классные часы |
84 |
84 |
4 |
|||
19.09. 2024 |
Родительские собрания, классные часы |
69 |
69 |
4 |
|||
Всего мероприятий 4 |
Приложение №2
к приказу № 291 от 13.09.2024
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
проведения социально-психологического тестирования
обучающихся общеобразовательных организаций
и профессиональных образовательных организаций,
образовательных организаций высшего образования
МБОУ «СОШ№1» г.Емвы
наименование образовательной организации
№ |
Образовательная организация |
Классы/ курсы |
Общее количество обучающихся 13 лет и старше |
Даты проведения (например, 7б 12.10.2023) |
Время начала тестирования (например, 10.00) |
1 |
МБОУ «СОШ№1» г.Емвы |
7 класс |
71 |
7а 25.09.2024 7б 25.09.2024 7в 26.09.2024 |
09:00 13:00 09:00 |
8 класс |
84 |
8а 26.09.2024 8б 01.10.2024 8в 01.10.2024 8г 02.10.2024 |
13:00 09:00 13:00 09:00 |
||
9 класс |
84 |
9а 02.10.2024 9б 03.10.2024 9в 03.10.2024 9г 08.10.2024 |
13:00 09:00 13:00 09:00 |
||
10 класс |
39 |
10а 08.10.2024 10б 09.10.2024 |
13:00 09:00 |
||
11 класс |
30 |
11а 09.10.2024 11б 10.10.2024 |
13:00 09:00 |
||
Всего |
308 |